Приложение 3
Анализ воспитательной работы в МКОУ Семеновская СОШ
за 2012-2013 учебный год
В соответствии с Концепцией воспитательной системы школы педагогический коллектив осуществлял воспитание как целенаправленное управление развитием личности учащихся, их сознанием, чувствами, поведением. Это было специально планированное воздействие на личность учащихся с целью формирования значимых социальных свойств личности, которые формировались в учебное и во внеурочное время, в первую очередь, конечно классными руководителями. В целом педагогический коллектив рассматривал обучение и воспитание как составные части образования. В основу воспитательной системы учащихся школы были заложены базовые национальные ценности, т.е приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа РФ, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.
Цель воспитательной работы школы в 2012-2013 учебном году: создание условий для личностного роста детей как результата сбалансированного развития и реализации индивидуально-личностных особенностей каждого воспитанника с помощью освоения и присвоения ими социально одобряемых характеристик.
Для реализации поставленной цели перед коллективом в 2012-2013 учебном году стояли следующие задачи воспитательной деятельности:
1. Воспитание у детей гражданско-патриотического сознания, духовно-нравственных ценностей гражданина России.
2. Развитие ученического самоуправления как воспитательной среды школы, вовлекающей школьников в общественно-ценностные отношения. Продолжить работу по развитию целостной системы ученического самоуправления.
3. Поддерживать творческую активность учащихся во всех сферах познавательной деятельности.
4. Формировать у учащихся представление о здоровом образе жизни, развивать систему работы по охране здоровья учащихся;
5. Совершенствовать систему взаимодействия с родителями, более активно их привлекать к участию в учебно-воспитательном процессе;
6. Активизировать участие детей в конкурсах, проектах, выставках разного уровня.
Реализация данных задач осуществлялась через организацию общешкольных мероприятий, работу кружков, организацию предметных недель и тематических месячников, еженедельных линеек и дежурств по школе, исследовательскую и трудовую деятельность, проведение спортивных соревнований, работу ученического самоуправления и т.д.
Воспитательная работа проходит через все виды и формы деятельности школы. Особое внимание в реализации воспитательных задач уделяется учебному процессу, который несёт большой воспитательный заряд (конференции, смотры, олимпиады, интеллектуальные марафоны, предметные недели, деловые игры).
Другая подсистема воспитательной системы – внеклассная и внеурочная деятельность учащихся совместно с педагогами (классные часы, различные конкурсы, внеурочные мероприятия, спортивные соревнования, вечера и т.д.)
Следующая подсистема - дополнительное образование в школе и вне её.
Четвёртая подсистема – семья, социум. От качества взаимодействия всех прямых и косвенных участников воспитательного процесса зависит его успешность. Таким образом, создается и развивается единая образовательно-воспитательная система, где естественным продолжением учебного процесса является внеклассная и внеурочная деятельность.
Для реализации поставленных задач были определены приоритетные направления: инвариантные (включенные в межведомственную систему социального воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Воронежской области)
1. Воспитание гражданина и патриота России;
2. Формирование здорового и безопасного образа жизни;
3. Социально-педагогическая поддержка детей и молодежи;
и вариативные:
1. Духовно-нравственное воспитание;
2. Экологическое воспитание
3. Трудовое воспитание
4. Научно-познавательное воспитание.
1.Воспитание гражданина и патриота России;
Целью данного направления ВР является формирование гражданско-патриотического сознания, развитие чувства сопричастности к судьбе Отечества, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
- воспитание личности учащегося, как гражданина-патриота, способного встать на защиту государственных интересов страны;
- воспитание отрицательного отношения к насилию, к уничтожению человека, к нарушению прав человека, его свободы, осуждение того, что ведет к человеческим жертвам.
Работа по гражданско-патриотическому воспитанию в 2012-2013 г. проводилась согласно утвержденной программе «Патриотическое воспитание учащихся МКОУ Семеновская СОШ» на 2011-2015 гг. Центром работы по данному направлению в школе является краеведческий музей, на базе которого работают краеведческие кружки.
2012 год был объявлен Годом истории России. В связи с этим были проведены тематические мероприятия (единые классные часы, общешкольные линейки, экскурсии), посвящённые Дням воинской славы России и историческим памятным датам России. В сентябре-октябре школа была участником областного месячника, приуроченного к 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года «России верные сыны». Также продолжилась исследовательская деятельность по сбору краеведческого материала по теме «Отечественная война 1812 года».
В феврале традиционно проходил месячник патриотической и спортивной работы «212 дней и ночей». В этом году он был посвящен 70-летию освобождения Воронежа. Проведены следующие спортивные мероприятия: соревнования по пионерболу среди учащихся 1-4 классов, по стрельбе среди учащихся 5-11 классов, приняли участие в первенстве района в зачет Спартакиады учащихся среди девушек и юношей по баскетболу. Во всех спортивных мероприятиях учащиеся принимали активное участие, показали высокий уровень физической подготовки. В качестве зрителей, а также членов жюри на спортивных мероприятиях присутствовали выпускники школы, родители. Организованы и проведены следующие творческие конкурсы:вечер для старшеклассников «Рыцарский турнир», конкурсная программа «Самый, самый». В конкурсную программу для учащихся 5-7 классов «Самый, самый» были включены творческие, интеллектуальные задания, спортивные состязания. Мальчики показали высокий уровень коллективизма, внимания, воли, терпения, выдержки, смекалки и вежливости. Творческими конкурсами были охвачены учащиеся младшего, среднего и старшего звеньев. Ученики проявили живой интерес и уважение к истории и культуре Отечества, родного края.
Классными руководителями 1-11 классов проведены «Уроки мужества», посвященные 69-ой годовщине снятия блокады Ленинграда - «Я пишу тебе из Ленинграда» и 70-ой годовщине Сталинградской битвы. Во всех классах были проведены мероприятия, посвященные 70-ой годовщине освобождения Воронежа от немецко-фашистских захватчиков. Классные часы были посвящены истории боевых действий с организацией просмотров военной хроники, презентаций о событиях Великой Отечественной войны, о героях войны.
В школе были проведены соревнования по национальным видам спорта: армрестлингу, гиревому спорту, перетягиванию каната. Всё это способствовало развитию у детей навыков ЗОЖ, а также силы, выносливости, воспитанию любви к своей Родине.
В ходе месячника учащиеся 5-8 классов участвовали в проведении акции «Помоги ветерану». Посещали ЦВППЛ «Тёплый дом», оказывали тимуровскую помощь ветеранам Великой Отечественной войны, вдовам, труженикам тыла.
В мае-июне в школе прошёл месячник военно-патриотичсеской работы «Край ратной славы», посвящённый 68 годовщине Победы в ВОВ и памятным датам России и Воронежской области. Он проводился с целью формирования у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Месячник был насыщен разнообразными мероприятиями. Он включал в себя тематические экскурсии в школьный краеведческий музей «Наше село в годы войны», «Братская могила села», «Фронтовики рассказывают о войне», посвящённые 5-й годовщине присвоения городу Воронежу почётного звания Российской Федерации «Город воинской славы», проведение тематических классных часов «Военные полководцы России», Никто не забыт, ничто не забыто», «Готов служить России» — во всех классах, митинг, посвящённый Дню Победы и Дню памяти и скорби – 22 июня, возложение венков и гирлянд к обелиску «Защитникам Отечества» и братской могиле, акции «Ветеран живёт рядом», «Поздравь ветерана», «Солдатские вдовы». Были организованы тематические выставки в школьной и сельской библиотеках, соревнования по футболу, волейболу, и другим видам спорта среди подростков, концертные программы с участием учащихся школы. Ко Дню России в пришкольном лагере была проведёна викторина «Государственные символы России», экскурсия в краеведческий музей «История села Семёновка», конкурс рисунков «С праздником, любимое село!».
Проведение данных мероприятий направлено на укрепление в подростковой и молодежной среде таких понятий, как национальная гордость, историческая память, гражданственность и патриотизм. Повышение у молодых граждан чувства ответственности за судьбу своего села, страны. Ведь для поколения, не знавшего войны, каждое соприкосновение с живой историей, каждый рассказ о славных страницах нашего государства, наполнен особым смыслом, что во многом способствует гражданскому и нравственному становлению личности.
В целях привлечения к социально-значимой деятельности учащиеся школы регулярно на все праздники посещают с концертами «Тёплый дом». Так, в этом учебном году, учащиеся поздравляли ветеранов с Днём пожилых людей, Днём Защитников Отечества, 8 марта, с Днём Победы.
Все запланированные
мероприятия по данному направлению выполнены.
Положительные результаты:
1. Гражданско-патриотическому воспитанию уделяется все больше внимания.
2. Вовлечение родителей в проведение совместных мероприятий по данному направлению.
3. Учащиеся школы принимают участие во всех районных, областных мероприятиях данного направления.
4. Организация исследовательской работы по краеведению.
В новом учебном году, работа по патриотическому воспитанию должна быть продолжена, классным руководителям и педагогам школы следует разнообразить формы работы по данному направлению
2.Формирование здорового и безопасного образа жизни
Целью является формирование у обучающихся потребности в здоровом образе жизни, осознание личной ответственности за своё здоровье. Сохранение и укрепление здоровья учащихся осуществлялось по трем направлениям:
- профилактика и оздоровление – зарядка до занятий, физкультурная разминка во время учебного процесса для активации работы головного мозга и релаксации органов зрения, обучение навыкам самоконтроля и самодиагностики, горячее питание, физкультурно-оздоровительная работа, спортивные соревнования, работа спортивных секций;
- образовательный процесс – использование здоровьесберегающих образовательных технологий, рациональное расписание;
- информационно-консультативная работа – классные часы, родительские собрания, внеклассные мероприятия, направленные на пропаганду здорового образа жизни.
Деятельность школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся поставлена на достаточно высокий уровень. Школа осуществляет личностный подход к сохранению здоровья учащихся. Учителя физкультуры начинают учебный год с изучения листка здоровья каждого школьника, чтобы в соответствии с рекомендациями медицинских работников организовать образовательную деятельность учеников.
Учителя физкультуры ведут индивидуальные карты физического развития школьников, регулируют индивидуальную физическую нагрузку учащихся на уроках физкультуры в зависимости от уровня подготовки ребенка, для дальнейшего физического совершенствования и укрепления здоровья предлагают индивидуальные домашние задания на отработку тех или иных навыков. Большинство учащихся занимается в основных физкультурных группах.
Разработана ежегодная циклограмма физкультурно-оздоровительных мероприятий.
В её рамках в школе проводятся Дни здоровья, походы, школьная круглогодичная спартакиада, спортивные праздники.
В 2012 году школа активно начала внедрять программы олимпийского образования. Во всех классах проведены тематические уроки «Ценности Олимпийского и паралимпийского движения», «Подготовка и проведение игр «Сочи 2014», материалы учебно-методических комплексов «Сочи 2013» используются учителями для 11 гуманитарных предметов учебного плана.
Все физкультурно-оздоровительные мероприятия, запланированные учителями и входящие в общешкольный план ВР, были проведены, кроме соревнований по стрельбе. В течение года в школе проходит круглогодичная спартакиада по 5-ти видам спорта: по волейболу, баскетболу, футболу, теннису, легкой атлетике. Для учащихся начальных классов 1 раз в четверть проходят общешкольные соревнования, они соревнуются в эстафетах «Весёлые старты», в пионерболе.
В школе работают спортивные секции. Божко С.Н. занимается с учащимися 1-4 классов ОФП. Волейбольная секция работает для юношей (руководитель Божко С.Н.) и для девушек (руководитель Оселёдкова О.Н.). На них ребята занимаются развитием как общих физических качеств, таких как сила, выносливость, гибкость, быстрота, так и специальных – игрой в волейбол.
Учащиеся школы регулярно выезжают на соревнования муниципального уровня, участвуют в круглогодичной районной спартакиаде.
Общешкольные мероприятия:
· Дни здоровья (1 раз в четверть)
· Акция «Мы за здоровый образ жизни»
· Школьная круглогодичная спартакиада
· Весёлые старты
· Мини-футбол
· Легкоатлетический кросс
· Президентские состязания
· Спортивные секции: «Волейбол», «ОФП»
В течение года велась активная работа по пропаганде безопасного образа жизни в сфере дорожного движения. В соответствии с планом мероприятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в МКОУ Семеновская СОШ с целью изучения и закрепления знаний ПДД проводились следующие воспитательные мероприятия:
3.Социально-педагогическая поддержка детей и молодежи;
Самоуправление.
В 2012-2013 учебном году педагогический коллектив МОУ Семёновская СОШ продолжал работу над вопросом организации самоуправления как на школьном уровне, так и в классных коллективах. В октябре 2012 г. проведены общешкольные выборы президента школьной республики «СМС», 27 ноября прошла инаугурация избранного президента - Завадской Виктории, ученицы 8 класса. Был сформирован Совет министров – министерства возглавили учащиеся средних и старших классов. Ребятами была спланирована деятельность на год, проведено 6 заседаний кабинета министров по вопросам планирования работы на год, организации и проведения общешкольных мероприятий, анализ проведенных дел.
Ко Дню учителя традиционно в школе проходит День самоуправления – это возможность для старшеклассников попробовать свои силы в обстановке, максимально приближённой к реальным условиям взрослой жизни, когда на их плечи ложится ответственность за обеспечение учебно-воспитательного процесса в течение всего дня. Дню самоуправления предшествует подготовка к проведению уроков, распределение обязанностей, выбор «администрации». Таким образом, каждый старшеклассник оказывается вовлечённым в подготовку и проведение мероприятия и может выбрать «роль», соответствующую своим интересам. По итогам дня проводится педагогический совет, на котором присутствуют учителя и те ученики, которые выполняли функции педагогов и администрации школы. Подводятся итоги прошедшего дня, учителя дают рекомендации, оценивают работу своих «дублёров». Завершает праздничный день концерт - это возможность сказать слова благодарности своим учителям, продемонстрировать свои таланты и умения.
Работу школьного ученического самоуправления за истекший год можно признать удовлетворительной. Необходимо активизировать работу министерств, педагогам, назначенным помощниками Министров оказывать помощь в планировании работы, контролировать её выполнение.
Работа по профилактике безнадзорности, правонарушений среди
несовершеннолетних.
Профилактика правонарушений среди учащихся школы ведётся по следующим направлениям:
- работа педагогического коллектива с неблагополучными семьями;
- кружковая работа;
- организация досуга и занятости учащихся в каникулярное время;
- методическая работа с педагогическим коллективом;
- проведение тематических классных часов;
- работа с обучающимися и их родителями;
- встречи учащихся школы с инспектором ОПДН, представителями наркопоста школы.
В начале учебного года педагогический коллектив
школы организует свою деятельность, направленную на обеспечение успешного
усвоения базового уровня образования учащимися, имеющими низкую учебную
мотивацию, проблемы в поведении, которая включает в себя:
• Формирование банка данных учащихся школы, оказавшихся в тяжёлой
жизненной ситуации составляющих «группу риска».
• Формирование банка данных о семьях, находящихся в социально-опасном
положении.
• Оформление социального паспорта каждого класса и общешкольного
социального паспорта.
• Индивидуальную работу с родителями детей девиантного поведения.
• Вовлечение подростков, имеющих проблемное поведение в работу кружков и
спортивных секций.
• Рейды в семьи, оказавшиеся в социально-опасном положении, посещение
детей с девиантным поведением на дому.
Вся деятельность в нашей школе направлена на профилактику вредных
привычек среди детей и подростков, на привитие ЗОЖ и культуры поведения.
Воспитанники принимают участие в различных формах внеклассной, трудовой
деятельности, в спортивно-массовых мероприятиях.
Формы профилактической работы с учащимися различны: это и вовлечение учащихся в систему дополнительного образования, в работу ученического самоуправления, в спортивные секции, проведение профилактических и индивидуальных бесед, оказание помощи учащимся в разрешении межличностных конфликтов, участие в школьных и районных спортивных соревнованиях, различных вечерах, викторинах, мониторинг внеурочной занятости, успеваемости и посещаемости учащихся, вовлечение учащихся в досуговую деятельность во время каникул.
Для учащихся старших классов организуется просмотр документальных фильмов о вреде алкоголизма, курения, наркомании в рамках реализации проекта «Общее дело», проводятся мониторинги по оценке уровня распространенности употребления пива и других алкогольных напитков, наркотизации среди подростков.
Запланированы и проводятся тематические классные часы: в 11 кл. – «Разговор по душам» - тренинг, круглый стол «Контакты и конфликты», профилактическая игра «Верный путь»; в 10 классе – «Сделай свой выбор», в 9 классе – круглый стол «От безответственности до преступления – один шаг», правовая игра «Мой взгляд», час общения; в 8 классе - школа самоорганизации «Ты и воё время», интерактивный часы «Ваш выбор: радости или страдания», , час общения «Хочу-могу-надо».
В школе работают спортивные секции по волейболу, ОФП.
Учащимся школы доведена информация о телефоне доверия, которым они могут воспользоваться в случае возникновения трудной ситуации. Также на стенде в школе помещена информация об учреждениях и комиссиях села и района осуществляющие контроль и надзор за соблюдением защиты прав ребёнка.
В школе создан общественный наркологический пост. В его состав входят представители администрации школы, ученического, медицинские работники, члены родительского комитета, представители общественности и т.д. Деятельность наркопоста направлена на:
- оказание консультативно-диагностической и социально-правовой помощи детям и подросткам «группы риска», а также их родителям (законным представителям) по вопросам своевременного выявления и коррекции последствий злоупотребления психоактивных веществ;
- повышение профессиональной компетентности педагогов и родителей в вопросах профилактики зависимости от употребления алкоголя, наркотиков, табакокурения среди детей и подростков;
- оказание личностно-ориентированной педагогической, психологической помощи детям и подросткам по формированию и развитию жизненных социально-приемлемых навыков.
. Для родителей также организованы родительские всеобучи, индивидуальные или групповые консультации педагогов, видеолектории об опасности употребления алкоголя, встречи и беседы с привлечением специалистов правоохранительных органов и медицинских работников, разработаны тематические информационные буклеты и рекомендации по антиалкогольной тематике. Проводятся рейды, ведутся лекции и беседы учителями школы, медперсоналом Семёновской амбулатории и работниками правоохранительных органов.
Классные руководители, родительские комитеты классов и школы стараются влиять на сознание школьников, ведут индивидуальные беседы, душевные разговоры, дают советы и рекомендации.
В школе в настоящее время 3 человека состоят на профилактическом учете в ОДН отдела МВД России по Калачеевскому району с заведением учетно-профилактической карточки: С целью недопущения совершения ими повторных правонарушений и преступлений обеспечивается занятость подростков в кружках и секциях. Ежеквартально классными руководителями составляется отчет о проделанной профилактической работе с данными несовершеннолетними.
Совместно со школьным инспектором проводится работа с учениками состоящими на учете и учащимися группы риска в форме лекций по правопорядку, а также личных бесед с учащимися и их родителями. В сентябре была проведена беседа участкового уполномоченного Воронцова Н.Н. с учащимися 8-11 классов школы. В октябре с учащимися 7-11 классов разъяснительную работу провела школьный инспектор Безручко Н.В. Был разработан совместный план мероприятий школы и ОДН.
Со 2 четверти ежедневно ведется мониторинг посещаемости учащихся школы, что тоже является профилактикой безнадзорности несовершеннолетних
Важное место в своей работе классные руководители отводят на регулярный контакт с учителями- предметниками, ежедневно отслеживая оценки учеников, следит за выполнением воспитательной деятельности класса, контролирует пропуск учеников. По ситуации проводит индивидуальные беседы.
В каждую четверть составляют подробный отчет об успеваемости каждого ребенка, в сравнении с прошлым результатами. После выявления причин неудач с ребенком и его родителями проводится индивидуальная работа.
4.Духовно-нравственное воспитание
Одним из важнейших звеньев в воспитательной работе является нравственное воспитание. Основные его задачи: формирование активной жизненной позиции школьников, их сознательного отношения к общечеловеческому дому, утверждение единства слова и дела как повседневной нормы поведения, воспитание самоуважения и уверенности в себе, чести, достоинства, прямоты и личной морали, инициативы, настойчивости.
Педагогический коллектив пришел к выводу о необходимости использования поуровневого подхода в нравственном просвещении, которое представляет собой не простое перечисление определенных норм поведения, а усвоение детьми более высокого уровня духовно- нравственной культуры в своем поведении, развитие у школьников черт толерантной личности с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность.
Проводились классные часы по воспитанию толерантного сознания, внедрялись инновационные формы и методы толерантной коммуникации для формирования активной позиции неприятия агрессии и ненависти, разработку научно-обоснованных методов профилактики экстремизма как барьера на пути развития толерантного сознания.
Содержание общешкольных дел было направлено на самореализацию учащихся, развитие творческих способностей, формирование общечеловеческих ценностей.
Воспитание успешно, если оно системно. В воспитательной системе нашей школы выделяются тематические периоды традиционных дел. Они готовятся по системе КТД. Главные дела являются понятными, личностно значимыми, в них участвуют все ученики (соответствующей ступени) и многие учителя.
Система ключевых дел в школе формировалась с учетом традиций и желаний учащихся, выявляемых в ходе анкетирования. Первые места в рейтинге самых интересных школьных дел выступают «Выборы президента», Новогодние праздники, спортивные соревнования, школьные вечера.
Крупные события школьной жизни, подготовленные большинством, содержат в себе основополагающие ценности и нравственные ориентиры. Важное преимущество школьного творческого дела состоит в том, что оно позволяет классам увидеть себя в зеркале других классов, сравнить, сопоставить. Это очень важно для формирования общественного мнения, коллективной самооценки, роста группового самосознания. Не меньшее значение эти крупные дела имеют для учителей, они выводят за рамки своего предмета, открывают возможности для взаимодействия, взаимодополнения, педагогической рефлексии.
Традиции – это то, чем сильна школа, то, что делает её, родной, неповторимой, близкой для тех, кто в ней учится, и тех, кто учит. Традиционные дела любимы, к ним готовятся заранее. Такая прогнозируемость и облегчает подготовку традиционных дел, и одновременно усложняет её, т.к. каждый год ждут, что праздник не будет похож на прошлогодний. Поэтому особое место в системе воспитания занимают традиционные мероприятия, разнообразные и интересные по форме и содержанию:
· День знаний
· День пожилых людей
· День учителя
· Осенний бал
· День матери
· Новогодние праздники
· День защитников Отечества
· Международный женский день
· День Победы
· Прощание с начальной школой
· Последний звонок
· Праздник окончания учебного года
· Выпускной вечер
Методическими объединениями классных руководителей разработан и реализован цикл нравственных классных часов. Особое внимание уделялось проведению этических бесед, диспутов, ситуативным ролевым играм и тренингам нравственного самосовершенствования.
5. Экологическое воспитание
В целях использования экологических знаний и экологической культуры как
эффективное средство обучения и воспитания подрастающего поколения, а так же в
соответствие с планом мероприятий ГОБУ ДОДВО ВОСЮН по проведению Года охраны
окружающей среды, в школе за прошедший учебный год была проделана следующая
работа:
1. Ежемесячно проходили экологические десанты по
очистке школьного двора и прилежащей к нему территории.
2. Приняли активное участие в областной акции
«Скворушка» “в акции «Чистое село» , провели операцию «Первоцвет»
3. Провели в школе:
- Праздник «День Земли»;
- Акцию
«Берегите воду»;
- Праздник «День птиц»
- Экологический праздник «Здравствуй, лето!»
- Конкурс листовок «Берегите первоцветы»
4. Демонстрация фильмов и презентаций о Воронежском и Хоперском заповедниках;
5. Озеленение территории школы, посадка цветов на клумбах и уход за ними;
6. Проведены часы общения:
“Жизнь в единении с природой» 5 – 7 классы
“Вода - удивительное вещество жизни” 8 класс
И хотя сделано по экологическому воспитанию наших школьников немало в новом
учебном году необходимо продолжать работу с использованием интересных методов и
форм воспитания и обучения.
Педагогический коллектив школы убежден, что
роль природы в развитии личностных качеств выражается в воспитании доброты,
предостерегающей от бессмысленного зла и хищнического отношения к природе.
6. Трудовое воспитание
Основная цель трудового воспитания – это стремление к определению смысла своей жизни и поиску своего призвания, через стремление к сотрудничеству, к профессиональному самоопределению, производству необходимого себе и людям, к самостоятельности в исполнении, планировании, целеполагании, оценивание собственной деятельности.
Задачи: формирование ценностных основ отношения к действительности, приобщение ребёнка к миру человеческих ценностей. Добиваться формирования этих ценностей у каждого школьника
Воспитательная деятельность в нашей школе строится непосредственно через коллектив, мероприятия организуются, и проводятся по возрастным группам, через коллективное творческое дело.
Все трудовые дела в школе проводятся через общественно- полезную работу. Основным направлением в этой работе является самообслуживание. В самообслуживание входит дежурство по школе и в кабинетах. Дежурные в классах делают влажную уборку в кабинетах, а дежурные по школе следят за порядком в школе, в столовой.
Учащиеся работают на пришкольном участке. Возле школы разбит цветник, дети копают, сажают цветы, кустарники, поливают и занимаются прополкой и подрезкой кустарников.
Проводятся трудовые десанты. За каждым классом закреплён свой участок, они следят за чистотой территории школы и прилегающей к ней спортивной площадке. В апреле месяце учащиеся всей школы выходят на субботник.
В школе проводится большая работа по профессиональному обучению и воспитанию. Перед нами стоит задача подготовить человека к возможной смене профессии, адаптации к жизни и профессиональной деятельности в условиях рыночной экономики.
Мой выбор способствует созданию положительной мотивации в жизни и дальнейшем обучении, помогает определить потенциал с точки зрения образовательной перспективы, жизненной позиции, усвоению ценностей гражданского общества
Основы профессионального самоопределения направленная на
расширение знаний о профессиях, подготовке к профессиональному самоопределению, способствует выбору сферы деятельности в соответствии с интересами, склонностями, способностями и с учётом требований рынка.
Обеспечение теоретическими сведениями и выработка практических навыков реализуется через применение следующих форм работы:
-диагностика профессиональных интересов , анкетирование об отношении к труду
-экскурсии на различные предприятия
-поездки в учебные заведения
Вывод: Правильно поставленное трудовое воспитание, обучение и профессиональная ориентация, непосредственно участие школьников в общественно- полезном труде являются двойственными факторами гражданского становления, нравственного и интеллектуального формирования личности, её физического развития. Как бы ни сложилась дальнейшая судьба выпускников школы, трудовая закалка потребуется им в любой сфере деятельности .
Внеурочная деятельность
В настоящее время для школы на первое место выходит вопрос организации внеурочной деятельности. Именно сейчас учащиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Такая возможность предоставляется Федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения.
Исходя из этого, в школе были проведены мероприятия для создания системы внеурочной деятельности, поддерживающей процесс обучения:
- -разработано «Положение об организации внеурочной деятельности»;
- составлены перечни программ внеурочной деятельности;
- подготовлены рабочие программы внеурочной деятельности;
- материально-техническое оснащение внеурочной деятельности;
- информирование родителей о системе внеурочной деятельности.
Особое внимание в организации внеурочной деятельности в школе было уделено реализации программ краеведческой направленности. Содержание их деятельности способствует формированию гражданско-патриотического сознания, развитие чувства сопричастности к судьбе Отечества и своего села, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну. Для реализации этого направления в нашей школе есть компетентные и подготовленные педагоги.
Родители положительно относятся к внеурочной деятельности, а дополнительные занятия оценивают как возможность развития творческих способностей детей. В течение года проведён ряд родительских собраний, где обсуждались успехи и проблемы детей, представлялись результаты внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность позволила решить ряд значимых задач, дети с удовольствием окунулись в процесс творчества, поиска и созидания. Организация внеурочной деятельности обучающихся является одним из важнейших направлений развития воспитательной работы школы, показателем сформированности социального опыта детей.
Дополнительное образование
Особое внимание со стороны администрации школы уделяется работе кружков дополнительного образования. В 2012-2013 уч. году количество кружков на базе школы составляло 6, охватывающих 3 направления - спортивно-оздоровительное, гражданско-патриотическое и социально-педагогическое. Так же работали в школе объединения дополнительного образования на базе Семёновского КДЦ – 4 по 1 направлению - художественно-эстетическому. Это значительно увеличило образовательное и воспитательное пространство школы, что повысило воспитательный и образовательный уровень учащихся.
Необходимо отметить возрастающий из года в год уровень работы кружков спортивного направления (руководители учителя физкультуры Оселёдкова О.Н. и Божко С.Н.). Дети с удовольствием ходят на занятия по волейболу, ОФП. Благодаря работе педагогов значительно активизировалась спортивная жизнь в школе. Результативность кружковой работы можно представить следующим образом:
Реализация часов кружковой работы в 2012-2013 уч. году. |
||
Название кружка |
Руководитель кружка |
Результат использования часов |
Краеведческий |
Волковая О.И. |
1. Проведение экскурсий в школьный краеведческий музей. 2. Подготовка и проведение Дней Воинской славы и памятных дней России. 3. Подготовка информации о братской могиле с. Семёновка для издания Книги памяти по Воронежской области. 4. Исследовательская работа, посвящённая истории пионерской организации школы. 5. Участие в районной краеведческой конференции «История народного образования ». 6. Участие в областной краеведческой конференции «История народного образования». |
Юный краевед |
Волковая О.И. |
1. Организация внеурочной деятельности учащихся. 2. Воспитание интереса к истории родного края. |
Волейбол |
Оселёдкова О.Н. Божко С.Н. |
1. Участие команды и девушек в районных соревнованиях по волейболу в зачет спартакиады . 2. Товарищеские встречи с учащимися Хрещатовской, Лесковской школ, выпускниками, учителями и родителями. |
ОФП |
Божко С.Н. |
Развитие быстроты, силы, ловкости, гибкости, выносливости у учащихся начальной школы |
Оригами |
Дупина О.В. |
Создание модульных изделий |
Занятость детей в кружках и секциях в 2012-2013 г.
№ п/п |
Название кружков |
Кол-во детей |
|
школьные |
|
1. |
Волейбол (юноши) |
25 |
2. |
Волейбол (девушки) |
30 |
3. |
Краеведческий |
15 |
4. |
Юный краевед |
10 |
5. |
Спортивная секция ОФП |
26 |
|
Итого |
106 |
|
на базе Семёновского КДЦ |
|
1. |
Оригами |
15 |
2. |
Мягкая игрушка |
15 |
|
Итого |
30 |
Охват учащихся 1-4 классов дополнительным образованием в школе составил 100 %.
Всего занятость кружковой работой по школе составляет 78 человек (84%).
Данная таблица дает возможность установить, что занятость детей в кружках и секциях достаточная, но необходимо работать над расширением пространства дополнительного образования, что повлечет за собой увеличение занятости детей во внеурочное время.
Выводы: творческий потенциал сотрудничества школы с внешкольными учреждениями достаточно высок, но в силу удаленности школы от районного центра важно развивать кружковую работу на базе школы, что и является задачей на следующий учебный год. Тем не менее, школа не сдает достигнутых позиций, результатом чего является участие учащихся в областных и районных конкурсах и соревнованиях.
Участие учащихся Семеновской СОШ в областных и районных мероприятиях
в 2012-13 уч. г.
№ п/п |
Наименование мероприятия |
Кто участвовал |
Результаты |
1. |
Областной месячник, приуроченный к 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года «России верные сыны» |
|
сертификат |
2. |
Районная краеведческая конференция «История народного образования Воронежской области»» |
Ученица 8 класса Завадская Виктория |
2 место |
3. |
Областная краеведческая конференция «История народного образования Воронежской области» |
Ученица 8 класса Завадская Виктория |
Благодарность от организаторов |
4. |
Областной (в рамках Всероссийского) заочном конкурсе «Моя малая родина: приприрода, культура, этнос» |
Ученица 10 класса Мартыненко Анна |
3 место |
5. |
Межрайонная научно-практическая конференция учащихся «Школьная исследовательская инициатива» |
Ученица 8 класса Губенко Алина |
2 место |
6 |
Районный конкурс «Безопасное колесо» |
Учащиеся 6-8 классов |
Грамота за активное участие |
7. |
Областная экологическая акция «Скворушка» |
Учащиеся 1-4, 6, 7,8 классов |
Диплом участника |
8. |
Конкурс по основам избирательного права |
Ученица 10 класса Мирошникова Юлия |
3 место |
9 |
Участие в областном антинаркотическом конкурсе социальной рекламы «Шаги к здоровью» |
Учащиеся 3,4, 6,7, 8,11 класса |
- |
Работа классных руководителей.
Эффективность воспитательной системы зависит от классных руководителей, их профессионального мастерства. Педагоги школы значительное внимание уделяют совершенствованию и обновлению воспитательной деятельности. Классные руководители постоянно пополняют свой научно-методический багаж благодаря функционированию постоянно действующего семинара классных руководителей в форме творческой группы.
В школе 9 классных руководителей, работающих с 1 по 11-й класс. Большинство из них являются квалифицированными, знающими своё дело педагогами.
Кадровый состав:
Всего классных руководителей |
Стаж работы в качестве классного руководителя |
|||
До 5 лет |
6-10 лет |
11-20 лет |
Более 20 лет |
|
9 |
2 |
3 |
1 |
3 |
В настоящее время становится все более приоритетной индивидуальная работа с детьми, затрагивающая основы физического и психического развития каждого ребенка. Основные действия педагогов были нацелены на обеспечения условий для проявления и развития индивидуальности и субъектности личности ребенка.
Прежде всего, классные руководители уделяли большое внимание созданию положительного психологического климата. Они брали во внимание социальные и материальные условия жизни детей, специфику семейных обстоятельств. Через разнообразные формы и методы индивидуальной работы создавались условия для развития гражданственности, творческой индивидуальности. Преподаватели способствовали включению учащихся в систему внеклассной работы по предметам. Проводились внеклассные мероприятия: совместная организация и участие в предметных неделях, выпуск предметных газет, участие в тематических вечерах.
Формы работы классных руководителей были самыми разнообразными: беседы, дискуссии, игры, состязания, походы, экскурсии, конкурсы, общественно-полезный и творческий труд. Особое место в деятельности классного руководителя занимал классный час – это особая форма организации процесса непосредственного общения педагога и воспитанников, в ходе которого и решались важные моральные, нравственные и этические проблемы.
В своей работе классные руководители активно использовали также методы диагностики как наблюдение, анкетирование, опросы.
В прошедшем учебном году постоянно действующее методическое объединение классных руководителей школы, согласно плану работы, работал над проблемой совершенствования системы воспитательной работы в классных коллективах, а также социальной и педагогической запущенности обучающихся, профилактики безнадзорности и правонарушений среди обучающихся. Были проведены методические семинары и совещания по данной проблематике.
Анализ деятельности классных руководителей показывает, что многие классные руководители, серьезно анализируя результаты своей работы, ставят перед собой и своим классом актуальные и реально выполнимые задачи. Работа по реализации задач осуществлялась по единому общешкольному учебно-воспитательному плану, на основе которого были составлены планы воспитательной работы классных руководителей. При составлении планов классные руководители учитывали возрастной уровень класса, возможности и интересы учащихся данного коллектива, соответствие целей и задач, ориентацию на конкретный индивид, на конкретную личность. Большинство наших педагогов при составлении воспитательных планов придерживаются этих критериев, что и позволяет им достичь поставленных целей и задач; добиться положительного результата в воспитательном процессе. Но при этом ни один классный руководитель не имеет стройной воспитательной системы класса. Поэтому в качестве перспективной темы работы ШМО классных руководителей на следующий учебный год следует выбрать «Совершенствование процесса воспитания учащихся посредством моделирования и построения воспитательных систем классов».
Работа с родителями.
Активная работа ведётся не только с обучающимися, но и с их семьями.
Воспитание подрастающего поколения – важнейшая задача становления и развития личности ребенка. Задачи воспитания чувства гуманизма, патриотизма в последнее время приобретает все большее значение. Семья и школа – та среда, где ребенок получает основную и внутреннюю культуру. От семьи и школы зависит, каким вырастет подрастающее поколение. От взаимодействия и взаимопонимания родителей и педагогов зависит понимание ребенком, что хорошо и что плохо, в семье и школе формируются нормы здорового образа жизни ребенка.
Основными формами работы являются:
- классные и общешкольные родительские собрания;
- родительский всеобуч;
- индивидуальные беседы с родителями классных руководителей, учителей - предметников и администрации школы;
- участие в соуправлении школой через работу в Совете школы и родительских комитетах.
В Совете школы задействовано 6 родителей. За отчетный период проведено 3 заседания, на которых решались различные вопросы организации учебно-воспитательного процесса.
Для родителей так же действовали наглядные формы работы: сменные информационные стенды, библиотечные уголки, проводились тематические лектории родительского всеобуча.
Анализируя взаимодействие с родительской общественностью, можно отметить, что в школе успешно действуют классные родительские комитеты. Классные руководители привлекали родителей к участию в воспитательном процессе: родители являются помощниками классных руководителей в организации походов, экскурсий, школьных тематических мероприятий. Была организована работа по повышению педагогической и психологической культуры родителей через проведение родительских собраний, совместную деятельность: в 2012 - 2013 учебном году в каждом классе было проведено по 4-5 родительских собраний. Кроме того, классные руководители ведут активное сотрудничество с родительскими комитетами классов: проводят посещения мест проживания обучающихся, обследуют жилищно-бытовые условия.
В сентябре, ноябре и феврале проведены три общешкольных родительских собрания по тематикам «Профилактика суицидального поведения у детей»», «Правила пожарной безопасности в быту», «Роль семьи в профилактике вредных зависимостей у детей».
Цели задачи работы на следующий учебный год.
Анализ работы за 2012 – 2013 учебный год показывает, цели, поставленные перед коллективом, достигнуты, однако, требуют продолжения работы над ними. Учитывая потребности обучающихся, родителей и развитие воспитательной системы школы, необходимо решить следующие воспитательные задачи:
1. Продолжить реализацию поставленных целей в соответствии с Концепцией воспитательной системы школы.
2. Предоставление личности обучающихся широких возможностей выбора индивидуальной траектории развития и способов самореализации через интеграцию общего и дополнительного образования.
3. Усилить педагогическое воздействие на воспитание учащихся в семье, обновить формы и содержание работы с родителями (создание системы правового лектория для учащихся и их родителей).
4. Совершенствование работы единого коллектива школы в системе взаимодействия ученик-ученик, ученик-учитель, учитель-родитель.
5. Приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям и народным традициям.
6. Поддержка творческой активности учащихся во всех сферах деятельности. Активизация работы ученического самоуправления, создание условий для развития общешкольного коллектива через систему КТД. Способствовать развитию детской организации как основы для межвозрастного конструктивного общения, социализации, социальной адаптации, творческого развития каждого учащегося.
7. Формирование нравственной позиции школьников: мировоззрения, убеждений, системы социальных установок.
8. Совершенствовать работу с учащимися по привитию навыков здорового образа жизни, развитию коммуникативных навыков и формированию методов бесконфликтного общения.
Таким образом, основным ориентиром на 2013 – 2014 учебный год для педагогического коллектива становится «Развитие каждого отдельного ребенка в пространстве его жизненного опыта и его индивидуальных культурных практик», другими словами, акцентируется внимание на формировании у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
На решение этих важных вопросов будет направлена воспитательная работа в новом учебном году.