Урок географии в 6 классе

Ржевская И.М. – учитель географии

ТЕМА:  «Горные породы».

ТИП УРОКА: Изучение нового материала

ЦЕЛИ УРОКА:

ОБОРУДОВАНИЕ: план окрестностей с. Семёновка, иллюстрации из дополнительной литературы, образцы горных пород, раздаточный материал, фотография Павловского гранитного карьера.

МЕТОДЫ: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯгорные породы, минералы, магма, магматические горные породы, глубинные магматические горные породы, излившиеся г.п., осадочные горные породы, неорганические осадочные г.п., органические г.п., обломочные г.п., метаморфические.

ХОД УРОКА:

1. Актуализация знаний учащихся.

Итак, ребята, мы продолжаем изучать особенности строения Земли. Что вам запомнилось на прошлом уроке? Что вам стало известно о строении Земли?

А сейчас я предлагаю вам проверить свои знания, выполнив задания на карточках (у доски).

№1. Начертите схему внутреннего строения земного шара и подпишите названия внутренних оболочек Земли, укажите их размеры.

№2. Закончите предложение:

Внешняя оболочка земного шара  –  часть литосферы, лежащая над мантией – называется….

№3. Начертите схему строения литосферы и подпишите названия основных слоёв, слагающих её.

№4. Решите задачи:

1) Какова температура горных пород в шахте, где добывают каменный уголь, если её глубина 1000 м, а температура слоя земной коры, который уже не зависит от времени года, составляет +10оС?

 

2) Какова температура земной коры в шахте, если её глубина 1600 м, а температура земной коры слоя, не зависящего от времени года, равна -5 оС?

Игра «Вопрос - ответ» (с остальными учащимися класса)

11.Изучение нового материала.

              Скажите, а что по- вашему мнению, ещё необходимо выяснить,                        чтобы наши знания о литосфере были более полными, что мы                     ещё с вами упустили? (Ответные версии детей).

Да, нам нужно выяснить вещественный состав литосферы, то, из чего она состоит.

Сплошные массы, слагающие земную кору, называют ГОРНЫМИ ПОРОДАМИ.

Породами, но почему горными? Разве камни есть только в горах? Ну, конечно же, нет. Термин “горная порода” остался нам в наследство от времён, когда геология только зарождалась и была неотделима от рудного дела, а руду, как правило, добывали в горах. Наука давным-давно ушла вперёд, а название осталось прежним. Поэтому мы будем всегда помнить, что говоря о горных породах, мы будем подразумевать всю каменную поверхность планеты.

На столах есть образцы гранита, полевого шпата, кварца и слюды. Вопрос учащимся: Чем они отличаются друг от друга?

111.Формирование понятий «горная порода», «минерал…

Итак, перед вами образцы горных пород. Какие они? Чем они различаются? (Дети перечисляют внешние признаки различий.) Как вы считаете, в чём причина разнообразия горных пород в природе? Оказывается, всё зависит от условий образования горных пород. Ведь то, что вы наблюдаете сегодня не существовало вечно, с момента остывания и затвердевания планеты Земля, а является результатом долгой очень динамичной жизни горных пород. Вы удивитесь, переспросив меня: “Какая может быть жизнь у неживых камней?”  –   Самая настоящая,  –  отвечу я, так как горные породы живут, рождаются и разрушаются, постоянно изменяя лик и строение литосферы.

 Страницы жизни горных пород.(В процессе рассказа  учитель использует схему “Генетическая классификация горных пород» )

Страница 1: Всё началось глубоко под поверхностью Земли. Там, на границе нижней и верхней мантии огромные массы расплавленного вещества (их называют магмой) вращались в непрекращающемся потоке. Эти потоки устремлялись наверх, где им становилось свободнее и прохладнее. Часть вещества этого потока при охлаждении успевала затвердеть. Так образовался массив магматических горных пород. (Почему так названы эти породы?) Это были первые островки молодой земной коры в расплавленном магматическом океане планеты. Тонкая кора под натиском новых потоков лопалась, и на поверхность устремлялись быстрые ручьи горячей лавы. Они мгновенно застывали, образуя слой за слоем наземные вулканические покровы. Вот и стали подразделять магматические породы на глубинные (застывшие на глубине) и излившиеся или вулканические (застывшие на поверхности)

(Работа с образцами магматических горных пород глубинных и излившихся).

Учитель: В пределах нашей местности, на глубине залегают одни из самых древних магматических пород – кристаллический фундамент Русской платформы. Он состоит из гранита. Встречали ли вы гранит в нашей местности? Где? Его добывают в промышленных масштабах в Павловском ГОКе (показывается фото). Встречаются  в нашей местности и другие глубинные горные породы. Например, эта глыба бурого железняка отколота от пласта, выходящего на поверхность в Каменном Яру в окрестностях нашего села, а эта слюда взята из пласта – в Поповом Яру. (Используются образцы пород и карта окрестностей с. Семёновка).

Страница 2: Но как только магматические горные породы перестали плавиться на поверхности Земли (температура поверхности планеты была уже не опасна для их состояния), как за них взялись поверхностные силы Земли. По их законам ничего не должно возвышаться и нигде не должно быть впадин, вся планета должна быть идеально ровной и круглой. В летнее или дневное время при солнечном прогревании, породы расширяются, а зимой или в ночное время – охлаждаются, замерзают. Начинают сжиматься, а в первоначальное состояние уже прийти не могут, они начинают растрескиваться и рассыпаться на кусочки. Вот и поплатились пласты магматических горных пород своими макушками, которые были лихо снесены поверхностными работниками: ручьями, реками, ветром, Солнцем. А земные труженики времени зря не теряют, стараются обломки, песчинки, пылинки в воде утопить, переносят обломочный материал в море, в океан, а заодно и эти впадины засыпают. Слой за слоем, песчинка к песчинке, галька (обточенный водой камень) к гальке лежат, хранятся миллионы лет в морских и океанических кладовых. И назвали такие породы осадочными, за то, что образуются они в процессах осаждения (обломки горных пород падают – осаждаются, скелеты отмерших организмов падают – осаждаются, соли из пресыщенных растворов выпадают – осаждаются). И всем этим группам свои названия дали: Первые – так и называются обломочные, вторые, тоже просто, они же из организмов, хоть и из прежних -органические, а вот третьи, с тайными превращениями и сразу их не поймёшь, можно спутать с магматическими, потому как кристаллическими бывают – химические.

Учитель: Ребята, где вам доводилось наблюдать осадочные горные породы?  (Работа с образцами осадочных горных пород.)

Страница 3: Новые потоки магмы, разбивая земную кору, поступают через трещины в вышележащие горные породы. По пути поток магмы воздействует на соседние пласты, обогащая их новыми веществами и меняя их структуру, т.к. новые массы прорываются с большой динамической силой, создавая давление и неся в себе очень высокую температуру (более 1000° С). Конечно, такой стресс не может остаться без следа. Иногда первичные породы так сильно изменяются, что невозможно догадаться, кем они были до этих событий. Эти породы называют метаморфическими (изменёнными). Например, слюдистый сланец – он образовался из некогда существовавшего глинистого сланца или из какой-нибудь другой породы. Только у некоторых метаморфических пород можно с уверенностью установить исходную породу. Например, мрамор, он образовался из известняка.

Учитель: Ребята, где в селе вы встречали мрамор?

Вот так на нашей планете появились и живут три типа горных пород: магматические, осадочные, метаморфические. А теперь нам предстоит выяснить, как происхождение горных пород влияет на их свойства, попробуем выявить отличительные признаки этих трёх групп.

1V.Практическое задание.

 Перед вами на парте лежат образцы горных пород. Внимательно рассмотрите их и дайте описание по предложенному плану. (Приложение1).

·       Результаты отразите в таблице.

           1 группа -  описание осадочных горных пород;

           2 группа – описание магматических горных пород;

           3 группа – описание  метаморфических горных пород.

 

Цвет

 

Блеск

Прозрач­ность

Излом

 

Твер-дость

 

Особые св-ва

Проис-хож-дение

Назва-ние

Где применяется

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обменяйтесь результатами своих исследований и распределите горные породы (осадочные, магматические и метаморфические) по следующим номинациям: 

1.самые ценные

2.самые красивые

3.самые распространённые

4.самые необходимые

5.самые доступные.

V.   Опережающее творческое задание.

Какие из этих горных пород есть в нашей местности, как их используют?

Составьте интересный рассказ. (Дети составляют рассказ).

Учитель: Ребята! Пользуясь этими несложными знаниями, вы теперь можете без особого труда определить генетическую группу любой горной породы. Давайте назовём характерные отличительные признаки:

(Учащиеся называют признаки) Магматические и метаморфические породы отличает от осадочных:

1. кристаллическое строение (кроме солей);
2. плотное строение (не сыпучие);
3. они более твёрдые и др.

VI Домашнее задание:

1.  Пользуясь планом описания горных пород и определителем, установите генетический тип любых имеющихся образцов горных пород, когда-либо вами найденными.2. § 17. Задание 1,2. Начертите и заполните таблицу, используя текст учебника.

                                                                  Приложение к уроку географии

Свойства горных пород.

1.Цвет.( Описывая цвет, следует стремиться к возможно более точному описанию цвета. Если в минерале (горной породе) цвет меняется, необходимо указать характер смены окраски.)

2.Прозрачность. (Характеризуется способность минерала пропускать свет. Выделяют непрозрачные — не пропускающие солнечных лучей; прозрачные - пропускающие свет подобно обычному стеклу; полупрозрачные или просвечивающие - пропускающие свет подобно матовому стеклу.)

3.Блеск (показывает способность минералов преломлять свет. Выделяют минералы с металлическим блеском, стеклянным, жирным, перламутровым, восковым, без блеска - матовые.)

4.Излом (определяется поверхностью, по которой раскалывается минерал. Излом бывает: раковистый (обсидиан, кремень), неровный (для горных пород, например, гранит). Для горных пород излом может быть: зернистый, занозистый, игольчатый, землистый).

5.Твердость ( способность противостоять внешнему механическому воздействию. Существует признанная шкала твердости, куда входят 10 минералов.           Шкала твердости (шкала Мооса)

Минерал

 

 

 

Твердость

 

Тальк

 

 

 

 

1

Гипс

2

Кальцит

3

Флюорит

4

Апатит

5

Ортоклаз

6

Кварц

7

Топаз

8

Корунд

9

Алмаз

10

 

Для определения твердости минералов можно пользоваться распространенными предметами:

Твёрдостью 1 обладает графит; 2 - 2,5 - ноготь; 4 - железный гвоздь; 5 - стекло; 5,5 - 6 - стальной нож, игла; более твердые предметы встречаются редко.)

 

Hosted by uCoz